mkru

Взрыв в Ташкенте подтвердил, что пожары электромобилей страшнее обычных

Ночью 28 сентября под Ташкентом (Узбекистан) произошел мощный взрыв на складе электромобилей и запчастей для них. Предположительно, его причиной стала молния, в результате которой появилось сначала небольшое, но быстро распространившееся возгорание. «Гриб» взрыва было видно за 30 километров, выбило стекла в окрестных домах, как минимум один человек погиб и десятки пострадали. Это ЧП подтверждает, что пожары электромобилей куда страшнее, чем обычных машин. Как их тушат, выяснил «МК».

Если электромобиль загорелся, поможет только полное погружение

Взрыв уничтожил электромобили, литиевые аккумуляторы для них и другие компоненты на складе логистической компании в Сергелийском районе, что недалеко от аэропорта Ташкента. Благодаря тому, что все произошло в 02:43 по местному времени, жертвой взрыва стал всего один человек — подросток, спавший около окна, получил осколок в шею и умер от потери крови. Всего же пострадали более 160 человек, 24 из них попали в больницы.

Версий происшедшего несколько (приходится делать поправку еще и на перевод с узбекского): катастрофу инициировал либо удар молнии, либо взрыв, точной информации пока не имеется. Известно лишь, что сначала возгорание было небольшим, но вскоре ситуация вышла из-под контроля. И это заставляет вспомнить о попадающих периодически на новостные ленты пожарах электромобилей всех классов, от «народных» китайских до дорогих Tesla.

— С электромобилями есть одна характерная «засада», о которой не все знают, — рассказал «МК» Сергей, офицер МЧС из Ярославской области. — Как и любой электроприбор, электромобиль нельзя тушить водой без обесточивания. А обесточить его не получится, потому что тяговый аккумулятор находится в эпицентре пожара, и «скинуть массу», как на обычном автомобиле с ДВС, не выйдет.

Для тушения горящих электроприборов существуют углекислотные огнетушители, напомнил эксперт. Иметь такой полезно в любом автомобиле, и в электромобиле он также может помочь справиться с небольшим возгоранием. Однако пена без углекислоты, вытесняющей кислород, а тем паче вода — могут только усугубить ситуацию в части, касающейся литиевых батарей.

«Анод (графит) и катод (оксиды переходных металлов и ионы лития), разделенные пористым полимерным сепаратором, взаимодействуют друг с другом, — отмечается в одном из современных пособий для пожарных. — При низких температурах или слишком быстрой зарядке ионы лития не могут встроиться в кристалл анода и образуют «цепочки», разрушающие изоляционный слой между ними. При механическом повреждении аккумулятора реакция происходит еще быстрее».

Вода, если попытаться тушить ей литиевый аккумулятор, может привести к обратному эффекту: известно, что при попадании в воду благодаря вышеописанному механизму литий самовозгорается. Кстати, по словам собеседника «МК», взрыв в Узбекистане мог произойти именно по такому сценарию: система пожаротушения на складе залила небольшое возгорание от молнии или других причин водой. И породила тем самым уже большое несчастье. 

— Вообще говоря, электромобили и гибриды сами по себе не более пожароопасны, чем обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания, — отмечает специалист по подбору подержанных автомобилей Алексей Островский. — Другой вопрос, что в случае некоторых ДТП рисков больше, а главное — потушить «электричку» это утопия. Вспомним, как недавно груженый электромобилями сухогруз несколько дней горел после самовозгорания техники на борту.

Европейские и американские краш-тесты уже дали некоторые результаты в части уязвимых мест электромобилей. Так, выяснилось, что лобового столкновения они боятся не так уж сильно (отметим, впрочем, что и машины с ДВС не так уж пожароопасны при таких условиях). А вот ДТП с «острыми предметами» — например, дышлом прицепов, металлическими отбойниками — водителям электромобилей следует всячески избегать, поскольку именно в таких происшествиях повреждается тяговая батарея, что и может вызвать короткое замыкание и самовозгорание.

— Еще известны случаи загорания при нештатной зарядке в домашних условиях, — добавил Алексей Островский.

Международный опыт тушения загоревшихся электромобилей пока знает всего одну надежную методику… Нет, не спасения такой машины — на это шансов нет в любом случае, пожар электромобиля это однозначный «тотал». А прекращения горения. Автомобиль (или один аккумулятор, но понятно, что обычно авто горит «в сборе») нужно погрузить на много часов в большую ванну с водой.

Соответствующие пожарные машины уже появились на севере Европы — они есть, как минимум, в Дании и Нидерландах. К пожарному шасси присоединен контейнер, в котором по бокам и днищу расположены форсунки, поливающие горящую «электричку» водой. Можно было бы обойтись просто контейнером, наполненным водой — но мешают экологические нормы: с форсунками получается тратить меньше воды и эффективнее ее очищать после «общения» с вредными выделениями горящей машины.

После тушения производители рекомендуют помещать электромобиль под «карантин» на 48 часов — и не зря: уже известны случаи, когда эта техника возгоралась повторно.

Источник

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button